Клиентоцентричная модель бизнеса начинается с понимания целевой аудитории: если компания хочет успешно разрабатывать, продвигать и продавать свои продукты, ей не обойтись без детальных знаний о потребителе. Однако важно понимать, что внутри большой и неоднородной ЦА бизнесу нужно работать далеко не со всеми: о том, как среди всех клиентов узнать «своего» и составить его портрет, поговорим в этом материале.
Портрет потребителя – это детализированное описание вымышленной персоны, представляющей из себя собирательный образ идеального клиента компании.
К базовым характеристикам при составлении портрета относят:
Важно отметить, что бизнесу может быть недостаточно лишь одной персоны: чаще всего их несколько, особенно для сложных/многофункциональных продуктов. В этом случае для каждого из сегментов понадобится свой портрет.
Цель создания портрета потребителя — получить максимально подробное представление о людях, которые приобретают ваши услуги. Фокус на конкретных персонах позволяет наиболее точно определить потребности клиента, понять, как на их основе улучшить продукт, и, как следствие, продвигать и продавать его эффективнее. Грамотно составленный портрет упрощает:
Степень детализированности портрета потребителя и выбор источников для исследования зависит от ресурсов бизнеса и конкретных задач. Как правило, компании выбирают для себя один из трех вариантов:
Для описания персоны используются гипотезы, предположения, основанные на опыте взаимодействия с клиентом, и уже существующие знания без дополнительного изучения аудитории. Такой формат может быть полезен в ситуациях, когда время на исследования ограничено, — однако велика вероятность, что портрет потребителя может получиться неточным.
Эта стратегия предполагает дополнительные исследования пользователей путем их опросов и дальнейшей сегментации по общим признакам. Преимущество такого варианта заключается в том, что полученные портреты с большей вероятностью совпадут с реальными клиентами. Что касается недостатков, небольшой объем выборки может привести к упущению некоторых важных характеристик.
Наиболее сложный путь, требующий сбора большого количества информации от значительной по размеру клиентской базы. В этом случае результаты анкетирования и выборочного интервьюирования пользователей объединяются с другими данными компании о своей аудитории. Такая работа обеспечивает наиболее точный портрет, однако требует куда больше времени и экспертизы в сравнении с альтернативными вариантами.
Какую бы степень проработки портрета вы не выбрали, существует несколько базовых источников, откуда можно почерпнуть знания о клиенте. Перечислим основные из них:
Любая компания, работающая с клиентами, уже располагает определенным пластом информации о своей аудитории, благодаря внутренним базам и цифровому следу. Копнуть глубже и составить представление о потребителе как о личности на основе этих данных помогут следующие инструменты:
Изучение базы клиентов в CRM позволяет проанализировать характеристики уже существующих пользователей и выделить общие черты лидов, которые лучше всего конвертируются в сделки.
При помощи таких систем, как Яндекс.Метрика и Google Analytics, можно узнать пол, возраст и географические данные посетителей вашего сайта, источники перехода на него, используемые устройства и браузеры, особенности поведения пользователей на страницах, время пребывания – и многое другое.
Анализ подписчиков в социальных сетях также способен дать много ценных фактов: демографические характеристики (пол, возраст, семейный статус), географическое расположение (место проживания/работы), интересы (подписки на определенные сообщества/блогеров) – и это не говоря уже о непосредственных контактах человека.
Специалисты отдела продаж, поддержки и другие сотрудники, которые непосредственно взаимодействуют с потребителями, — источник уникальной информации клиенте. Интервью с ними даст больше деталей об основных вопросах, возражениях и желаниях покупателя, его отношении к продукту, а также добавит к портрету важные личностные характеристики.
Спросить клиентов напрямую – путь к с самым масштабным инсайтам, ведь никто не расскажет о клиенте больше, чем он сам. Здесь можно пойти как качественным, так и количественным путем, или же скомбинировать эти методы.
Предварительно сегментируйте аудиторию и проведите интервью с выбранными представителями наиболее целевых сегментов. Кроме базовых пунктов про возраст, семейное положение и работу включите в беседу вопросы о мотивах, целях, опасениях и других поведенческих факторах человека.
Групповое обсуждение поможет не только глубже узнать, как именно оценивают ваш продукт потребители, но и даст возможность познакомиться с ними ближе: узнать об их истинных потребностях, блоках и механизмах принятия решений.
Собрать необходимую информацию можно и без личного присутствия аудитории и помощи интервьюера – используя онлайн-исследования. Этот метод позволяет охватить большее количество клиентов и задать вопросы представителям сразу нескольких сегментов аудитории. Создавайте анкеты при помощи профессиональных платформ, таких, как Oprosso, узнавайте необходимые характеристики и используйте их для создания портрета.
Использовать лишь один из этих источников – недостаточно. Для того, чтобы получить наиболее полный и реалистичный портрет, сочетайте в своем исследовании несколько предложенных методов: это поможет посмотреть на клиента под разными и углами и собрать больше информации.
Для создания детального портрета собранные данные необходимо обработать, чтобы привести информацию к единому виду.
Важно: удостоверьтесь, что сотрудники компании имеют доступ к готовым портретам, знают их назначение и используют в качестве ориентира для принятия решений. А также не забывайте время от времени корректировать готовые профайлы, чтобы они не теряли актуальности.