Каждую минуту в мире кто-то запускает новый продукт или услугу, но не все новинки приживаются и позволяют производителю достичь главных целей — миллионной прибыли или популярности среди пользователей.
Например, цель создания цифрового продукта в компании — это функциональное и полезное решение для клиента с минимальными вложениями для разработчика. Если мы говорим про agile-подход, то обычно над этим работает целая команда специалистов:
И проблема в процессе разработки состоит в том, что создавая удобный продукт для аудитории, ориентация создателей часто сконцентрирована, в основном, на мнении команды, а возникающие гипотезы доказываются на основании опыта, а не с точки зрения клиента. Как показывает практика, это решение не всегда выигрывает.
Такую тенденцию можно проследить при выводе продукта на рынок: часто результаты получаются не такие, каких ожидали.
И в этом случае компании-разработчику придется потратить время и средства на переделку, в то время как конкуренты, воспользовавшись юзабилити-методиками, получают новых клиентов и заявки сразу.
Решение такой задачи кажется очевидным: берем профессиональную команду продакта, добавляем обратную связь от целевой аудитории — получаем идеальный продукт. И в 2019 году это можно сделать с помощью удобных и универсальных методик, благодаря которым можно и управлять проектом, и еще на базе демо-версии доводить его до совершенства.
Однако не все так просто, и не все получается с первого раза. У каждого из нас есть самое востребованное приложение, которое ежедневно облегчает жизнь. Но всегда преследует ощущение, что в нем можно что-то изменить. Например, приложение «Яндекс.Навигатор» обновляют, доводят до совершенства, но на этом пути теряют много пользователей.
Как это исправить? Сегодня мы имеем приложение со множеством удобных функций, а главное, с понятным и эффективным интерфейсом: показ скоростного лимита, названия улиц, время оптимального пути на данный момент. Но так было не всегда. Возникает вопрос, почему разработчики не пришли к этому сразу и сколько за время обновлений и преобразований потеряно пользователей, какие убытки несет продюсер этого проекта.
Пространство решения этого вопроса может быть разным. Но в данном случае в большой степени оно зависит от внешней визуальной реализации:
Разрабатывая подобные широко используемые продукты, дизайнеры готовят несколько макетов и проектов. Определять, что оставить, а что изменить, будет та самая команда профессионалов — техников со своим взглядом и опытом. В то время как пользователи этого приложения — это обычные люди разных профессий и разного уровня образования, чью реакцию невозможно просчитать заранее и соответственно невозможно однозначно определить, будет ли это успех или провал.
Для этого и существуют универсальные юзабилити-методики, которые помогают принять верное решение. И выглядят они следующим образом:
Главное преимущество такого вида тестирования в том, что на выходе мы получаем тепловую карту, в которой видно, куда пользователи кликали наиболее часто при совершении каких-либо действий или не кликали вообще.
Этот метод покажет все проблемы и трудности, которые могут возникнуть при пользовании сайтом или приложением.
Эти методики уникальны в рамках любого проекта и могут применяться как по одной, так и сразу несколько по мере необходимости. Рассмотрим варианты применения юзабилити-тестов на реальной практике.
Проблема: представим, вышел на работу новый харизматичный продакт со словами «сейчас все будет круто». Вместе с дизайнером были подготовлены макеты нового интерфейса. Дальше все отправили в разработку. Что дальше: успех или провал? Как это проверить на начальном этапе, не выводя продукт в широкое использование?
Для этого и существует методика удаленного юзабилити-тестирования, которая позволяет получить предварительную оценку качества приложения от определенного количества респондентов. В результате чего мы увидим, есть ли в приложении проблемы.
Суть метода заключается в том, что пользователи получают ссылку с заданием в кликабельном интерфейсе, далее переходят к сервису и выполняют действия в приложении, чтобы сделать это задание.
То есть вы даете вашим пользователям попробовать поработать с вашим решением. Даете задание, например, проложить путь до дома по адресу... и сделать так, чтобы в следующий раз можно было быстро построить маршрут от дома. Наблюдаете за тем, как ваши пользователи справляются с заданием.
На выходе мы получаем четкую картину и понимание, какие инструменты понятны для пользователей, а что остается совсем невостребованным.
Это возможность понять, насколько данный визуальный контент релевантен для нашей целевой аудитории еще до запуска продукта на рынок.
Такая методика уникальна тем, что позволяет интерпретировать результаты исследования не на уровне «нравится/не нравится», а точно показать области в интерфейсе приложения, которые полезны для клиентов и помогают решить определенную задачу, а также те, что остались не востребованы или не понятны.
Проблема: вывести на сайт макет новой услуги. Есть три варианта макета. Все удобные, функциональные, визуально привлекательные. Но какой будет более понят и привлекателен для аудитории?
Тестировать на корпоративном сайте нельзя, совсем не солидно для крупной компании менять макеты один за другим. Есть риск, что клиент запутается и не поймет, что это одна и та же услуга.
Простое и оптимальное решение, которым воспользовались разработчики, — провести тестирование по методике парного сравнения на онлайн-платформах. Это наиболее быстрый метод, который позволит получить достоверные данные о лучшем макете по мнению пользователей и ввести на сайт понятный и удобный визуальный контент для клиентов и сразу начать получать заявки на услугу.
Следующий кейс показывает, как можно протестировать сайт по методике First Click Test — это как А/В-тестирование, только намного быстрее и удобнее.
Проблема: успешная крупная компания делает реструктуризацию сайта. Сайт многостраничный с большим количеством вкладок и ссылок. Надо понять, какие из них наиболее востребованы. Мнений и предложений по решению ситуаций много от дизайнеров, верстальщиков, разработчиков. Но пользоваться сайтом будут клиенты.
Решается проблема путем быстрого исследования. Собирается база из 100 респондентов, компания получает достоверный результат, куда делают первый клик пользователи при решении своей задачи. Опираясь на результаты тестирования, компания сайт преобразовала, вывела на первый план наиболее востребованные кнопки и получила конверсию на 10% больше, не потеряв при этом время и деньги на вводный период органического тестирования.
Работа дизайнера — одно из самых важных направлений, когда мы говорим о презентации крупной компании на рынке или выводе нового продукта или услуги. Это прежде всего репутация, главная цель которой — клиентоориентированность.
Если аудитории понятно все, что мы ей предлагаем, то она останется с нами и не пойдет к конкурентам, потому что там опять надо разбираться со сложными заданиями, многоуровневыми сайтами, регистрациями и сложными личными кабинетами.
Сделать понятно с первого раза получается не всегда даже у самых больших профессионалов. А вот чтобы провести быстрое исследование по методикам оценки пользовательских качеств, не нужны большие знания и специалисты. Все это доступно на онлайн-платформах и настраивается за несколько часов. А результат позволяет не только оптимально использовать временные и бюджетные ресурсы, но и быть впереди.